Государственные закупки привлекают все больше предпринимателей, а для многих российских компаний эта сфера стала основным источником дохода. Поэтому, многие компании зачастую идут на риск ради победы и получения государственного контракта. При этом, преследуя цель подписать контракт на максимально выгодных условиях, стараются искусственно сдерживать стартовые цены, ограничивая тем самым конкуренцию и нарушая законодательство. Наиболее распространёнными и, заметим, самыми легко распознаваемыми антимонопольными органами схемами являются «картель» и «таран». Самые хитрые участники торгов, пытаются замести следы, совершенствуя эти схемы, но как правило, бывают наказанными Антимонопольной службой.
Симптомы реализации картеля очень явные, что бы их не заметить: все кроме одного участника отзывают предложения или размещают заведомо проигрышные по цене заявки. Схема «таран» не на много сложнее: два участника, чьи заявки заранее составлены таким образом, чтобы не пройти вторую часть их рассмотрения, значительно снижают цены, вводя в заблуждение остальных участников аукциона и заставляя их отказаться от конкурентной борьбы и отозвать заявки. В итоге, побеждает третий участник, с предложением цены немного ниже стартовой, но с заявкой, соответствующей требованиям аукциона. Роли участников такого соглашения могут меняться в разных тендерах, но схема прозрачна и очевидна: из трех участников соглашения, две компании снижают цену и «распугивают» добросовестных конкурентов, а третья ждет рассмотрения вторых частей заявок и подписывает контракт с максимально выигрышной ценой.
Использование любых соглашений между участниками государственных закупок, которые приводят к ограничению конкуренции, строго наказывается Антимонопольными органами, и приводит не только к необходимости платить крупные штрафы (от 100 000 рублей на компанию и от 25 000 рублей на должностное лицо), но и к потере деловой репутации, так как запись об участниках соглашений вносят в реестр недобросовестных поставщиков на три года.
Нам доводилось защищать интересы компаний – участников антипомонольных соглашений, и как показала практика, антимонопольные органы обнародуют такие сговоры по сложно оспорим фактам:
- юридический и/или фактический адреса победителя аукциона совпадают с адресами некоторых участников закупки, отозвавшими заявки или участниками, чье ценовое предложение было значительно ниже стартовой цены контракта
- совпадение IP адресов у некоторых участников закупки, с которых производился вход на электронную площадку или с которых были отправлены заявки
- замена выписок из ЕГРЮЛ и других документов в личных кабинетах участников
Не скроем, что защищать интересы компаний при рассмотрении Антимонопольными органами дел об антиконкурентных соглашениях достаточно сложно даже самому опытном юристу, но тем не менее, нам удавалось выйти из таких ситуаций с минимальными потерями.
Таким образом, мы рекомендуем всем участникам государственных закупок быть очень осторожными с «играми» в государственных закупках и прежде чем предпринимать какие – либо действия проконсультироваться с опытным юристом по 44 ФЗ.